Помощь в трудной ситуации
Трудная жизненная ситуация — ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, сиротство, и т. д).
Категории социально незащищённых детей:
- Дети, оставшиеся без попечения родителей;
- Дети, проживающие в малоимущих семьях;
- Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
- Дети-инвалиды и с особенностями в развитии;
- Дети-жертвы насилия.
Факторы социального риска:
- Социально-экономические: низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия;
- Медико-социальные: инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей;
- Социально-демографические: неполная, многодетная семья, семьи с престарелыми родителями;
- Социально-психологические: семьи с конфликтными отношениями;
- Психолого-педагогические: семьи с низким общеобразовательным уровнем;
- Криминальные: алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие.
Ребенок в трудной жизненной ситуации.
Выявление неблагополучия в семьях воспитанников детского сада связано с выявлением факторов социального риска.
С семьями детей проводятся беседы, анкетирование, психологическая и социальная диагностика.
Также в семьи выходят педагоги с целью выявления семейного неблагополучия.
Основной информацией владеет воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.
На что стоит обратить внимание:
- Утомленный, сонный вид;
- Санитарно-гигиеническая запущенность;
- Обмороки, головокружение из-за постоянного недоедания;
- Агрессия и импульсивность, которые сменяются апатией и подавленным состоянием;
- Выраженный страх взрослых, проявление тревоги в форме тиков;
- Боязнь идти домой;
- Жестокое обращении с животными;
- Стремление скрыть причину травм.
Семья считается неблагополучной, если родители:
- не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей;
- не исполняют своих обязанностей по содержанию детей;
- отрицательно влияют на их поведение;
- жестоко обращаются с детьми;
- страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни;
- создают конфликтные ситуации, втягивая в них детей.
Для профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом детского сада проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность сада. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.
Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог формирует и реализует систему комплексной помощи семье в снижении социального неблагополучия.